Контрольно-счетная палата Республики Коми образована в мае 2003 года в соответствии с Законом «О Контрольно-счетной палате Республики Коми», принятым Государственным Советом Республики Коми 25 сентября 2002 года.
В настоящее время палата действует на основании Закона Республики Коми «О Контрольно - счетной палате Республики Коми», принятого Государственным Советом Республики Коми 21 сентября 2011 года.
Контрольно-счетная палата Республики Коми является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Деятельность Контрольно - счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Основными полномочиями Контрольно-счетной палаты в соответствии с законодательством являются:
- контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Коми и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми;
- экспертиза проектов законов Республики Коми о республиканском бюджете и проектов законов Республики Коми о бюджете Фонда;
- внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета, годового отчета об исполнении бюджета Фонда;
- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета, средств бюджета Фонда и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Коми, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Республике Коми;
- оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств республиканского бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств республиканского бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми;
- финансово-экономическая экспертиза проектов законов Республики Коми и нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Коми (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Республики Коми, а также влияющих на формирование и исполнение республиканского бюджета, государственных программ Республики Коми;
- анализ бюджетного процесса в Республике Коми и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
- контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Республики Коми, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- подготовка информации о ходе исполнения республиканского бюджета, бюджета Фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Государственный Совет Республики Коми и Главе Республики Коми;
- участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.