Обычная версия сайта
Размер шрифта: 100% 150% 200%

Основное меню Портала


Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет

Антитеррористическая комиссия Республики Коми



НОВОСТИ

Контрольно-счетная палата Республики Коми проверила эффективность реализации переданных муниципальным образованиям полномочий по возмещению убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен на твердое топливо

24.07.2020

Контрольно-счетная палата Республики Коми (Контрольно-счетная палата, Палата) завершила проверку законности и результативности использования субвенций, выделенных из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных образований в Республике Коми с января 2017 года по февраль 2020 года (далее - проверяемый период) на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен на топливо твердое, реализуемое гражданам и используемое для нужд отопления.

В рамках контрольного мероприятия проверено использование 257,8 млн рублей средств республиканского бюджета Республики Коми, перечисленных органам местного самоуправления  на возмещение убытков в результате государственного регулирования цен (тарифов) на твердое топливо, дана оценка эффективности реализации переданных полномочий в отношении всех муниципальных районов и городских округов республики. В условиях пандемии коронавируса выездные проверки ограничились такими объектами, как Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Министерство) и администрации МО ГО «Сыктывкар» и МО МР «Сыктывдинский», деятельность остальных 18 муниципальных образований проанализирована на основании представленных по запросам Палаты документов и информации.

На начало 2019 года на территории Республики Коми печным отоплением было оборудовано 4′439,3 тыс кв м жилых помещений или 18,7% от общей площади всех жилых помещений республики*. Основным видом топлива твердого, используемого населением республики для нужд отопления по регулируемым ценам, остаются дрова, доля реализации которых в 2017-2019 годах составила от 87,6% до 72,4%. В то же время наблюдается тенденция увеличения спроса граждан на биотопливо (брикеты и гранулы), относительный объем потребления которого с начала 2017 года вырос в 2,6 раза и занял в структуре твердого топлива 23,8%. Относительный объем поставок угля в указанные годы не превышал 5,1% рынка.

 В целях реализации переданных полномочий в проверяемом периоде между Министерством и муниципальными образованиями Республики Коми были заключены от 10 до 15 соглашений о предоставлении субвенций из республиканского бюджета Республики Коми (за исключением МО ГО «Воркута», МО ГО «Инта», МО ГО «Ухта», МО МР «Сосногорск», МО МР «Сысольский»). Количество муниципальных образований, получивших средства субвенций, варьировалось от 7 до 9. При этом основной объем средств субвенций в размере 208,8 млн рублей (или 81,6%) за 2017-2019 годы пришелся на МО ГО «Сыктывкар» и МО ГО «Усинск», которыми реализован наибольший объем твердого топлива населению по регулируемым ценам. На территории же 5 муниципальных образований, несмотря на заключенные соглашения и отвлечение на эти цели средств республиканского бюджета, реализация государственных полномочий не осуществлялась (МО ГО «Вуктыл», МО МР «Корткеросский», МО МР «Троицко-Печорский», МО МР «Койгородский» и МО МР «Усть-Вымский»).

В целом, уровень освоения субвенций муниципальными образованиями снизился с 91,3% в 2017 году до 71,0% в 2019 году. По мнению Контрольно-счетной палаты, это связано с некорректностью расчетов при планировании, в том числе с завышением прогнозного объема убытков, на основании которого формируется объем потребности в бюджетных ассигнованиях на очередной финансовый год. Вместе с тем отмечено, что в большинстве органов местного самоуправления наблюдается низкая активность либо бездействие в части осуществления переданных им полномочий в вопросе организации снабжения населения топливом твердым по регулируемым ценам. В половине муниципальных образований договоры с поставщиками топлива не заключались и реализация топлива населению по регулируемым ценам не производилась, включая те, где доля жилья с печным отоплением составляет свыше 80% (МО МР «Койгородский», МО МР «Сысольский»).

Население на местах недостаточно информировано о возможности приобретения твердого топлива по регулируемым ценам, а поставщики топлива - о возможности возмещения убытков при реализации населению топлива по регулируемой стоимости. В условиях безынициативности органов местного самоуправления, отсутствия поставщиков топлива в труднодоступных населенных пунктах, низкой платежеспособности части населения Республики Коми, не позволяющей приобрести топливо по регулируемой цене, население вынуждено заготавливать древесину для нужд отопления самостоятельно. Порядка 82% объема твердого топлива, используемого для отопления, заготавливается населением самостоятельно, в некоторых муниципальных районах этот показатель достигает 97% и более.

Проверкой выявлены и другие системные проблемы, препятствующие эффективной реализации органами местного самоуправления переданных им полномочий. Наиболее острые из них: трудоемкость процесса согласования экономически обоснованной цены для поставщиков топлива; получение субсидий перекупщиками, а не заготовителями/производителями топлива твердого, что усложняет оценку экономической обоснованности  цены; превышение объемов фактически реализованного топлива твердого над заявленными при расчетах; наличие мошеннических действий со стороны отдельных хозяйствующих субъектов в виде предоставления поддельных документов и недостоверных сведений.  

Кроме того, требуется решение вопросов, связанных с доработкой нормативной правовой базы (в том числе целевых показателей, характеризующих результативность реализации мероприятий по возмещению убытков) и обеспечением полноценного контроля как со стороны Министерства – за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий по возмещению убытков, так и со стороны органов местного самоуправления - за соблюдением поставщиками топлива условий, целей и порядка предоставления бюджетных средств.

 

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в адрес временно исполняющего обязанности Главы Республики Коми, Государственного Совета Республики Коми, заместителя Председателя Правительства Республики Коми, Прокуратуры Республики Коми. Соответствующие предложения по фактам выявленных недостатков направлены в адрес Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и администраций муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.

 

* по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми

 


информация о коронавирусе

Общероссийская акция взаимопомощи

План Правительства РФ по преодолению экономических последствий коронавируса



Меню сервисов Портала

email home map
© 2020 ГАУ РК «ЦИТ»