Повышение эффективности местного самоуправления - основная цель проводимой реформы местного самоуправления, начало которой было положено принятием Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Следуя требованиям Конституции Российской Федерации, Федеральный закон № 131-ФЗ определил, что каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет. В результате в ходе реформы местного самоуправления в структуре местных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сформировался новый уровень - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.
С 6 ноября 2019 года муниципально-территориальная структура республики представлена 178 муниципальными образованиями, в том числе 6 - городских округов, 14 - муниципальных районов, 14 - городских и 144 - сельских поселений.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации подчеркнуто, что неотъемлемой частью отчетной стадии является внешняя проверка бюджетной отчетности, включающая в себя: во-первых, внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и, во-вторых, внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования.
Внешняя проверка бюджетной отчетности — важнейший механизм, обеспечивающий подотчетность исполнительной власти перед законодательной. Ее результаты позволяют сделать вывод о достоверности представляемой законодателю бюджетной отчетности и дать комплексное представление об имеющихся проблемах в сфере исполнения бюджета.
В соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля дотаций из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема доходов местного бюджета (за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями), не реже одного раза в два года проводится внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета контрольными органами субъекта Российской Федерации.